Битва! Лыжные крепления NNN vs SNS vs SNS Pilot


NNN или SNS

Ось вращения

Самый важный объективный показатель, которые многие просто не берут в расчет - ось вращения! Для меня это стало чрезвычайно важно, когда я начал ходить скитур и ось вращения у меня смещалась с почти под подушечки на сплитборде, до вынесеной далеко перед большим пальцем на лыжах. Если на сплите на подъеме стопа почти не уставала, то на лыжах это было сильно ощутимо! С беговыми лыжами ровно аналогичная ситуация. Чем ближе ось к подушечкам - тем легче!

Ось вращения лыжных ботинок SNS, NNN, SNS Pilot
На схеме вверху видно, что у SNS точка вращения (ось скобы) находится вровень с передним краем ботинка - это самый неудачный вариант. У SNS Pilot ось смещена ближе к середине стопы у NNN промежуточный вариант. С инженерной точки зрения SNS Pilot выгоднее! Нога должна уставать меньше. Я пробовал SNS Pilot, но на 5 км я особо разницы не почувствовал. Думаю разница будет заметна на больших расстояниях от 30+ км.

Снег в креплении

(мои мысли 2013 г.)
Отличие между двумя этими креплениями в том, что у SNS есть толстый центральный горб, а у NNN два тонких. Казалось бы какая разница? А разница есть! При езде часто случается, что на лыжу залетает снег и попадает на крепление. В случае с NNN он комфортно устраивается между "рельс" и мешает пятке опуститься туда куда нужно. Это сильно досаждает на подъемах, когда снег попадет на лыжу практически на каждом шаге. В случае с SNS снегу просто негде зацепиться!

Будете брать лыжи - берите SNS! В настоящее время я задумываюсь об апгрейде снаряжения и вероятнее всего моими креплениями станут SNS-pilot. Они дороже, но у них есть дополнительный стабилизационный крючок!


Снег в креплении

(мои мысли 2014 г.)

Мое ощущение попадания снега в крепление было вызвано тем, что ботинок смещался с продольной оси и не попадал в "рельсы". А причиной этому стало некачественное крепление "Элва" за 400 рублей.

На этом фото видно огромную щель. Ботинок в таком креплении болтается и ездить коньком очень неудобно.
А это второе крепление. Тут скоба прилегает достаточно плотно.

Elva sport - мои первые крепления. 

Когда я пытался найти щель в новых креплениях Elva в магазине - я ее не нашел, скоба прилегала плотно. Возможно Элва стали делать их более качественно. В феврале 2013 я купил на распродаже ботинки Rossignol (подробнее о ботинках) и оказался "в плену" NNN. Нет, я не пожалел. Обновил крепления до "R3 Skate" и жизнь заиграла другими красками! Проблем со смещением уже не было! Единственным незначительным недочетом R3 мне показалась не очень удобная клипса, которую в варежках или трясущимися после финиша руками не открыть.

"Снег в креплении" дополнение 2017 г.

Непопадание пятки в рельсы вызвано:
  • неплотным схожденим губок (как описано выше); 
  • зажим крепления уже чем скоба; 
  • скоба шире чем зажим крепления; 
  • плохая торсионная жесткость подошвы. 
Узкое крепление. Многие отечественные крепления (Shamov, Elva и др.) страдают отсутствием точности, либо откровенным инженерным тупизмом. Как можно при ширине скобы 31 мм  делать крепление 28 мм (видео)? Даже при хорошо зажатых губках ботинок будет "ездить" туда-сюда. Трехмилитровый люфт на скобе многократно увеличивается на пятке!

Широкая скоба. "Безродные" (не фирменные) подошвы ботинок имеют скобу шире 31 мм. В паре с узкими креплениями ситуация с "гулянием" пятки ухудшается.

Торсионная жесткость. "Безродные" (не фирменные) подошвы обладают ужасной торсионной жесткостью (жесткость на скручивание). За подобные "выкрутасы" лыжи можно ее смело выкидывать. Только представьте ощущения, когда в момент толчка колодка поворачивается, а носок и хвост будут лежать плошмя! Вернемся к ботинку. Подошва ботинка для конька вообще не должна скручиваться! Совсем! В месте естественного сгиба она должна слегка сгибаться. Ботинки комби (Persuit, Combi) сгибаются чуть больше, ботинки для классики должны сгибаться податливо. В ботинках для классики торсионная жесткость не особо критична, так как нагрузки на скручивание подошва не испытывает. 

Вывод: ХОДИТЕ В МАГАЗИН С ЛИНЕЙКОЙ!!! 

Флексор против крючка Pilot

Разница между SNS Pilot и NNN в том, что возвратное движение лыжи у SNS Pilot происходит за счет крючка, а в NNN за счет флексора - то есть у них разное место приложения силы. С инженерной колокольни мне кажется, что флексор - более удачная и надежная конструкция. По мере давления ботинка на флексор сила противодействия возрастает, а у Пилота она ослабляется, а при приближении к крайней точке совсем падает! Мне недавно попался старый SNS Pilot, там крючок в крайней точке совсем не возвращался. Новые Pilot работают хорошо, однако с точки зрения долговечности и надежности "пальма" и лавровый венок на стороне NNN или SNS с флексором!

SNS Pilot - крючок со временем перестал работать.
Я бы само тело крючка делал бы из пружины, но скорее всего такая конструкция тоже будет ущербной.

Снег в креплении 2

На ботинках SNS Pilot на влажном снегу как правило надо всегда счищать снег со второй скобы иначе крепление просто напросто на защёлкнется как следует.На NNN всего одна скоба и соответственно мороки с этим делом меньше. Андрий Классический
Т.е. в этом случае снег забивается не в крепление, а в продольную щель в ботинке!!! Налипший снег в креплении NNN я ни разу не видел. Хотя нет, вру. Я чистил как-то место очень близкое к скобе. Снег также налип в ботинок. Дискомфорт там чувствуется сразу, и на тренировке можно поковыряться, а если гонка, то от давления и времени этот снег стаивает.

Крепления для классики

Для лыжных прогулок классикой можно приобрести самые дешевые крепления, так как нет риска бокового смещения ботинка как при коньке. Я бы даже не стал отговаривать от NN75 и полужестких типа "Азимут". Они будут работать на классике и будут работать хорошо! 

Крепления NN75 Super Telemark успешно продавались  Rottefella как туристические до 2015 г. 

Крепления для конька

Для конька жизненно важны крепления, которые будут держать ботинок в боковом наклоне. NN75 и любые полужесткие крепления с этой задачей не справляются. Нужны крепления со скобой SNS или NNN.

Фактор веса  - 50 гр. в пользу NNN NIS

Я провел небольшое исследование со взвешиванием и пришел к выводу, что лыжи на креплениях NNN NIS (NIS - это специальная пластиковая платформа на лыже для установки крепления) более легкие чем SNS Pilot! Креплений SNS под платформу NIS не делают! Металлические болты весят больше чем кусок пластика. Если 50 граммов для вас фактор - выбираем NNN! Если не фактор, но вы участвуете в лыжных гонках сравните вес и цену лыж. Мои изыскания можно найти в таблице.


Крепления NNN Rottofella Xelerator NIS на лыже Rossignol X-ium 186 см - 637 гр. = пара 1274 гр.
Про взвешивания можно почитать тут

Фактор быстрой установки (или NIS для торопыг :)

Если у вас есть дома дрель и вы любите сверлить дыры и крутить шурупы - самостоятельная установка крепления, для вас! Если этого нет и желания устанавливать самому тоже - можно отдать в сервис (будет стоить около 300 руб). Однако есть вариант установки креплений без дрели и шурупов - NIS. Крепление устанавливается на специальную пластиковую платформу за 60 секунд (можно и быстрее). Понадобиться только специальный ключик, который входит в набор с креплениями и 5 минут (с тщательным прочтением инструкции). NIS - идеально подойдет тем, кто выйдя из магазина, может сразу отправляться на лыжню! Лыжи будут стоить в среднем на 1 т.р. дороже, крепления незначительно дороже, вес лыжи с креплением будет меньше, лыжа остается в первозданном виде (без дырок) и ее будет легче продать в случае чего. Salomon не поддержал инновацию и креплений SNS для платформы NIS вы не найдете! Тут пальма первенства однозначно у NNN! Есть и недостаток. Крепления на платформе NIS действительно отлетают и ломаются при суровых падениях (сам был свидетелем). Но лучше ведь крепления сломать, чем ногу? Будем считать это самостраховкой как на горнолыжных крепах! При поломке крепления (я наблюдал Xelerator) ломается крепление, а платформа NIS остается целой и лыжа не страдает!

Три не очевидных фактора выбора крепления

Фактор ботинка

Начинать выбор крепления нужно... с ботинка! Ботинок нужно однозначно брать в магазине, потому что его обязательно нужно померить и чуть-чуть походить. Он должен быть удобным и "родным". Если этого ощущения нет - он не ВАШ! Ботинок, который вам понравится и определит тип крепления! Лучше взять ботинок, который чуть больше, так как если он будет впритык, то нога замерзнет на первых 3 км. Можно сделать "ход конем": померить ботинки в магазине, а купить их в Интернете! Про ботинки я более подробно написал тут
Rossignol X-7 pursuit
Про мои соображения по поводу выбора ботинок можно прочитать тут.


Фактор Спортсмена

У вас есть любимый спортсмен - лыжник? Посмотрите на него! Он вам подскажет какие лыжи и какие крепления выбрать!
Антон Шипулин ездит на Rottofella - Xelerator.
Лучшие гоночные крепления NNN!
Лучшее предложение 2015-2016 гг. - 2670 руб. Мониторинг.


Фактор друга

У вас есть друг-лыжник? Вы наверняка будете с ним кататься (иначе какой он тогда друг). Для того чтобы была возможность попробовать его лыжи (а у него наверняка их не одна пара) - берите такой же тип ботинок! Протестируйте все лыжи друга и только после этого идите в магазин за своими лыжами ;)

Фактор скорости

Хотите ездить быстрее? К сожалению, крепления, ботинки и палки влияют только на комфорт и надежность.

Отечественные производители креплений

За 15 лет Elva не улучшила НИЧЕГО! Это очень грустно, так нельзя!
Shamov успешно адаптирует и даже патентует известные разработки. 
STC - тоже копия Rottofella. Тяжело отстегиваются, но вроде норм.
 

Победа NNN!

Я уж не знаю, что там с патентами, но факт в том, что формат NNN был более открытым, а SNS жопились. В результате к 2022 году имеет то, что фирма Salomon сама отказалась от производства SNS в пользу NNN! Назвали Prolink, чтобы не стыдно было. Так что если будете покупать ботинки или крепления имейте в виду, что через 5-6 сезонов SNS будет редким как динозавр.

Конец!

Приятных лыжных прогулок!

Еще по теме



Обзоры
Стоит ли покупать дорогие лыжи? 

Отчеты с мероприятий
Дикая лыжня, Red Bull, г. Екатеринбург, (видео отчет)
Жемчужина Сибири 10 км (видео отчет)

Оставайтесь на связи!

Мне приятно, что вы дочитали до конца! Я, надеюсь, напишу еще много чего интересного, поэтому буду рад, если вы будете держать руку на пульсе. Все анонсы свежих постов я публикую в актуальных соцсетях: Strava | Facebook | Vkontakte | Youtube | Instagram.



1 Комментарии

Если нашли ошибку - тоже дайте знать!

  1. Здравствуйте, автор andreydumchev.ru/

    Свяжитесь, пожалуйста, со мной по почте l.neverova@admitad.com
    У меня к вам деловое предложение о сотрудничестве!

    ОтветитьУдалить
Новые Старые